2 июня в Сочи в рамках форума недвижимости «Движение» состоялась тематическая секция «Умный дом». Всего за два часа участники форума получили необходимый теоретический и практический минимум информации по данному вопросу от лидеров российского рынка. Своим опытом поделились как ведущие разработчики систем «умный дом» – «Яндекс Умный дом» и «ФИЛОСОФТ», – так и представители крупнейших российских девелоперов – «Неометрия» и #Суварстроит. Как «умный дом» помогает создавать «умную» управляющую компанию, разобрали на примере УК «Азбука быта», а представители ЕРЗ.РФ рассказали слушателям секции про собственную методологию и особенности присвоения «умных» классов многоквартирным домам.
Все спикеры мероприятия подтвердили, что в 2023 году системы «умного дома» необходимы в любом проекте жилой недвижимости, а также показали их влияние на привлекательность проекта для потенциальных покупателей и на продажи, на экономический эффект для самого застройщика и управляющей компании.
Марат Мавлютов, руководитель подразделения «Умный дом» в Яндексе, рассказал застройщикам, какие «примочки» «умного дома» набирают популярность. Ими оказались «умные» весы, матрасы, зеркала и увлажнители воздуха, Smart TV и «умные» колонки; «умные» свет, камеры и домофоны, а также Wi-Fi 6. Кроме того, Марат акцентировал внимание на создании единой технологии «умных» гаджетов. Чтобы уравновесить рынок и мотивировать людей устанавливать системы «умного дома», мировые производители техники, в т.ч. Apple, Яндекс и Сбер, договорились перейти на единую технологию Matter. На ней будут работать все устройства: гаджеты станут дешевле, а люди перестанут зависеть от одного бренда. Система Matter пока в разработке.
Директор «ФИЛОСОФТ» Иван Власов раскрыл тему «Как «умная» квартира изменит рынок недвижимости». Эксперт поделился интересной аналитикой и рассказал, насколько интеллектуальная система в квартире способна увеличить продажную цену в каждом классе жилья. «В сегменте класса «стандарт» наш анализ показал увеличение цены до 5%, в «комфорте» – от 5 до 10%, а в сегментах бизнес и выше – от 10 до 20%», – отметил Иван Власов в ходе своего выступления. Спикер также осветил тему стоимости создания экосистем в соответствии с классами «умных» МКД по методологии ЕРЗ.РФ. Компания первой в России смогла создать «умный» многоквартирный дом высшего класса А «Булычёв» для застройщика «Железно». По истечении года ни одна новостройка не смогла так же успешно пройти защиту, так что дом остаётся самым «умным» в стране.
Продолжили тему присвоения «умных» классов МКД создатели методологии: генеральный директор ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик и коммерческий директор ЕРЗ.РФ Александр Король. Спикеры рассказали, сколько новостроек в России лишь рекламируются как «умные» и какова официальная статистика реестра действительно «умных» зданий. Отдельное внимание представители ЕРЗ.РФ уделили порядку и методологии присвоения классов “умным” МКД, что вызвало большой интерес слушателей.
«Прохождение застройщиками экспертизы для включения в реестр «умных» новостроек позволит обеспечить широкое применение технологий и сделать наполнение комплексов понятным для покупателей жилья»
– резюмировал Кирилл Холопик.
Продолжили мероприятие представители девелоперских компаний. Коммерческий директор федерального девелопера «Неометрия» Ольга Нарт рассказала про стратегию внедрения «умных» технологий в жилые комплексы компании. По внутренней аналитике застройщика, самой востребованной жителями опцией является автоматическая передача показаний счётчиков. В ближайшем будущем «Неометрия» планирует внедрить систему поквартирной автоматизации (свет, климат и т.д.), станции для зарядки электротранспорта на территории ЖК и «умные» замки.
Заместитель директора по маркетингу и продажам бренда #Cуварстроит Эльвира Галяутдинова на примере ЖК «Южный парк» показала влияние трендов будущего на объёмы продаж застройщика. По итогам января-апреля 2023 г. жилой комплекс является лидером по продажам в своей конкурентной среде. Эльвира отметила важность продвижения системы «умный дом» в коммуникациях с покупателями. Компания в два раза увеличила объёмы продаж по отношению к прошлому году; спикер уверена, что ключевой вклад в это внесло применение «умных» технологий.
Директор управляющей компании «Азбука быта» Татьяна Дёмина завершила мероприятие выступлением на тему того, как с помощью «умного» дома создать «умную» управляющую компанию. Эксперт поделилась практикой создания единой цифровой экосистемы и бесшовного клиентского сервиса с помощью мобильного приложения для жителя и УК «Мажордом». На данный момент NPS «Азбука быта» составляет 63 баллов, что является одним из лучших показателей на рынке в целом.
Спикерам удалось обрисовать слушателям полную картину текущего и будущего развития системы «умный дом» и донести до них мысль о том, что скоро наличие такой системы будет влиять на стоимость ЖК так же, как и локация, а ее отсутствие не позволит жилью называться премиум и бизнес-сегментом в принципе. Секция «умный дом» оказалось одной из самых посещаемых на форуме, что говорит о востребованности данной технологии среди девелоперских компаний.